Гребень сокращает пробег

3
марта
2018
Константин Мозговой

Эксперты Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» (СП РЖД) подготовили письмо в адрес правительства РФ с предложением отказаться от антидемпинговой пошлины при поставках стальных цельнокатаных колес (ЦКК, цельнокат) производства «Интерпайп» (Украина) в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В противном случае отрасль в обозримом будущем может столкнуться с выводом вагонов из эксплуатации из-за нехватки комплектующих.

Напомним, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) провела антидемпинговое расследование в отношении ПАО «Интерпайп НТЗ», по итогам которого эксперты ЕЭК предлагают ввести пошлину в размере 34,22% («Гудок» писал об этом в феврале). Вкупе с уже имеющимися сборами нагрузка на украинских производителей при поставках цельноката в страны ЕАЭС составит 43,99%. Как отмечали в «Интерпайпе», такая пошлина станет для украинской компании, по сути, заградительной мерой и перекроет доступ к рынку ЕАЭС.

По мнению одного из потребителей этой продукции — генерального директора операторской компании «УГМК-Транс» Владимира Тарасенко, в настоящее время на российском рынке сложился дефицит цельноката. «Если в сложившихся условиях с рынка уйдут украинские производители, ситуация на рынке наступит катастрофическая, мы получим дикий рост цен на ЦКК. Введение пошлины, безусловно, отразится на цене», — подчеркнул Владимир Тарасенко.

Однако директор по техническому регулированию железнодорожной продукции ООО «ТК «ЕвразХолдинг» (входит в Группу Evraz — одного из двух, наряду с Объединенной металлургической компанией, производителей цельноката в России) Сергей Палкин не считает пошлину заградительной. «Пошлина предлагается антидемпинговая, ее функция — выравнивание рынка. Никто не мешает „Интерпайпу“ продавать на рынке ЕАЭС столько колес, сколько они захотят», — считает топ-менеджер.

Производители вагонов выступают против излишне высоких сборов для украинского импортера. Как ранее сообщал «Гудку» заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами власти и перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислав Золотарев, введение антидемпинговой пошлины для украинской компании спровоцировало аналогичный рост цен у российских производителей. Топ-менеджер полагает, что такая ситуация может повториться.

В свою очередь, председатель комитета по вопросам эксплуатации инфраструктуры и грузового подвижного состава СП РЖД, президент АО «СГ-транс» Сергей Калетин напомнил, что относительно невысокие цены на украинскую продукцию не смогли негативно повлиять на объемы сбыта Evraz и ОМК, в связи с чем появляются вопросы относительно реальности демпинга «Интерпайпа» и обоснованности результатов расследования ЕЭК. Но сейчас на первый план выходит даже не возможное дальнейшее удорожание цельноката, а насыщение рынка этой продукции. «До 2010 года жизненный цикл двух дисков колесной пары составлял восемь лет. Общий парк вагонов на сети РЖД — порядка 1,078 млн вагонов, что соответствует эксплуатации 8,625 млн дисков, — говорится в экспертном заключении комитета по вопросам эксплуатации инфраструктуры и грузового подвижного состава СП РЖД. — Соответственно, для ремонта колесных пар потребность собственников подвижного состава в цельнокате составляет более 1,078 млн дисков в год из расчета срока эксплуатации дисков без учета нового вагоностроения. Заявленные максимальные производственные мощности Выксунского металлургического завода (входит в ОМК) и Нижнетагильского металлургического завода (входит в Evraz) на 2018 год составляют 800–820 тыс. дисков и 580–600 тыс. дисков соответственно — 1,38–1,42 млн дисков в целом. При этом стоит отметить, что, согласно данным ООО «Инспекторский центр „Приемка вагонов и комплектующих“ (ИЦПВК), до 2018 года производство цельноката не превышало 1 млн дисков в год».

Вступившие в 2015 году новые правила по содержанию колесной пары при выпуске из плановых видов ремонта, в соответствии с которыми минимальная толщина гребня пары при подаче под погрузку изменилась с 25 мм до 26 мм, по сути, сократили жизненный цикл детали до пяти лет из-за более частой обточки дисков. Таким образом, потребность в дисках возрастает до 1,725 млн единиц в год — это без учета нового вагоностроения и потребности рынка других стран ЕАЭС. Общая потребность рынка союза в ЦКК с учетом 100% задействования грузового парка, а также вагоностроительных компаний для постройки нового подвижного состава в 2018 году превысит, по мнению экспертов СП РЖД, 2,5 млн колес. Как следствие, Evraz и ОМК чисто физически не смогут насытить рынок цельноката в достаточной степени.

По данным ООО «Интерпайп-М» (Москва, дочернее предприятие «Интерпайпа»), компания планировала поставить на рынок государств ЕАЭС по 287 тыс. колес в 2018 и 2019 годах. Однако поставки этих объемов под угрозой из-за возможного введения пошлины. «Нехватка цельноката приведет к тому, что первые отставления вагонов от эксплуатации по причине нехватки ЦКК могут произойти уже в этом году. В 2019 году могут встать до 50 тыс. вагонов. Необходимо думать о производстве, о защите отечественных производителей, но остановки парка допустить нельзя», — подчеркнул Сергей Калетин.

По его словам, в будущем, возможно, стоит рассмотреть вариант предоставления беспошлинной квоты иностранным производителям, а серьезными сборами облагать только сверхнормативные поставки. А пока подготовлено обращение СП РЖД в адрес правительств РФ, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии с разъяснениями возможных последствий повышения антидемпинговой пошлины и просьбой не допустить этого решения.

Поделиться