Без риска на возврат

7
февраля
2017
Дарья Белоглазова

Железнодорожный оператор «СГ-транс» заключил договор с АО «Газпромбанк Лизинг» о передаче в лизинг вагонов на сумму 5 млрд руб.

Сделку, касающуюся 2,3 тыс. вагонов-цистерн, на сумму 5 млрд руб. профинансировал филиал АО «Газпромбанк» в Москве в конце прошлой недели. Договор возвратного лизинга, или leaseback (финансовая операция, при которой покупатель обязуется впоследствии сдать приобретённые активы в аренду продавцу. В данном случае «Газпромбанк Лизинг». — Ред.), стороны заключили сроком на 10 лет.

Президент АО «СГ-транс» Сергей Калетин отметил, что количество вагонов в парке компании осталось прежним, а переданный в лизинг подвижной состав она использует для перевозок светлых нефтепродуктов в рамках имеющихся долгосрочных контрактов. Среди них — соглашения с «СИБУР Холдинг» и группой компаний «Таиф».

По словам генерального директора АО «Газпромбанк Лизинг» Максима Агаджанова, экспертиза в железнодорожной отрасли позволила предложить оператору оптимальный вариант структурирования сделки. «СГ-транс» получает новые мощности для оперирования, а АО «Газпромбанк Лизинг» — дополнительные средства от аренды подвижного состава.

Между тем рынок цистерн испытывает определённый профицит, считает генеральный директор ООО «БалтТрансСервис» Владимир Прокофьев. Если в ноябре-декабре 2016 года существовал явный дефицит вагонов, в январе 2017 года ситуация стала меняться, то в феврале наметилась тенденция профицита. Она получит развитие уже в марте текущего года.
«Из-за большого объёма вывоза продукции на экспорт в декабре нехватка цистерн особенно повлияла на рынок, — говорит эксперт. — Стоимость их аренды выросла до 900 руб. в сутки. Несколько крупных компаний-операторов рассчитывают сконцентрировать парк цистерн в своих руках, создав, таким образом, искусственный дефицит».

Согласно данным РЖД, объёмы поставок по железной дороге нефтяных грузов за 10 месяцев 2016 года упали на 15,1%, до 102,7 млн тонн. А в 2017 году перевозчик ожидает снижения погрузки нефтяных грузов на 4,5%, а грузооборота — на 2%.

Несмотря на такой прогноз, риска для «СГ-транса» специалист не видит, поскольку предполагается, что все вагоны оператор отправит на аренду.

В Совете операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) также считают, что профицит цистерн достигает 27 тыс. единиц. В начале декабря 2016 года Ассоциация перевозчиков и операторов подвижного состава (АСКОП) и СОЖТ направили обращение в Правительство РФ с просьбой сформировать схему транспортного баланса рынка по транспортировке нефти и нефтепродуктов («Гудок» подробно писал об этом). Операторы рассчитывают, что это позволит им чётче спланировать распределение вагонов и закупку новых. В РЖД инициативу поддержали. Однако пока решения со стороны правительства не последовало.

Поделиться